Авторизация
Для совершения этого действия необходимо
авторизоваться в проекте
Спасибо

Стенка на стенку: Оригинал vs Неоригинал



Недавно к нам в офис в гости приехали два струйных фото-принтера, а вместе с ними – гора картриджей и фотобумаги. Сравнивать качество печати двух принтеров не требовалось, так как они почти одинаковые. Под «почти» скрывается одно существенное отличие: в первом принтере стояли оригинальные картриджи, а во втором – китайский неоригинал. Поэтому предстояло кое-что более интересное, чем обзор ещё одного принтера, а именно – поиск ответов на мучающие многих вопросы. Ведь «оригинал или неоригинал» это как Шекспировское «быть или не быть» – каждый считает, что знает ответ на вопрос, однако этот ответ редко когда подкреплён чем-то кроме стереотипов и сарафанного радио. Я же решил лично узнать, как обстоят дела – если интересно узнать о результатах, то велкам.



Я долго думал, как лучше и более объективно провести сравнение – в итоге у меня получилось 8 небольших экспериментов.

Важное лирическое отступление. Этой статьёй я не хочу кого-то в чём-то переубедить, кому-то что-то доказать или заставить пользоваться оригинальными картриджами – вся информация исключительно для ознакомления и для самостоятельных выводов.

Итак, исходный арсенал:
– Два струйных принтера Canon PIXMA MG5640
– По 5 комплектов оригинальных и неоригинальных картриджей
– 20 пачек (50 листов в каждой) фотобумаги Canon Photo Paper Pro II



О принтере


В моём распоряжении оказалось два одинаковых устройства, Canon PIXMA MG5640 – струйные фотопринтеры с раздельными картриджами, недорогие машинки для домашнего и офисного применения (SOHO). Вообще, некорректно называть их именно принтерами, потому что в них есть ещё и функция сканера и копира, так что это чистой воды МФУ. Но так как речь пойдёт именно о принтерных возможностях, то и термин будет употребляться соответствующий.





В коробке помимо самого устройства идёт:

– Сетевой провод
– Комплект оригинальных картриджей
– Тестовый комплект фотобумаги
– Диск с ПО и бумажки



USB-провода по традиции в комплекте не оказалось, но в данном случае это не так страшно, так как принтер имеет встроенный Wi-Fi-модуль (802.11n) и умеет работать по сети (есть поддержка AirPrint). В качестве тестовой фотобумаги – Canon Photo Paper Plus Glossy II в количестве трёх листов, которых хватит на то, чтобы запомнить, какой стороной вставлять бумагу в лоток :)

У принтера есть встроенный 2.45-дюймовый дисплей с довольно удобным управлением – всё то, что раньше приходилось делать через драйвера операционной системы (настройки, обслуживание и т.д.), сейчас делается на цветном ЖК-дисплее устройства. Максимальное разрешение печати – 4800x1200dpi, а размер печатаемого (и сканируемого) документа – А4, поддерживается автоматическая двусторонняя печать.



Каких-либо проблем с установкой и подключением принтеров не было:

– Отклеиваем защитные ленты и вынимаем печатные заглушки
– Подключаем к сети, вставляем картриджи, делаем тестовую распечатку
– Вставляем фотобумагу для печати, указываем её в настройках принтеров
– Подключаем принтеры к сети Wi-Fi, добавляем их в системе (в MacOS это буквально пара кликов)
– Обновляем встроенную прошивку (по Wi-Fi, это так же пара нажатий кнопок)
– Печатаем всё подряд



Чтобы различать принтеры, с одного были отклеены наклейки, а в системе они были названы Original и Replica соответственно. Поэтому дальше буду разделять напечатанные фотографии на 2 вида: «оригинальные» и «неоригинальные».

О картриджах


Одну ногу я побрила обычным станком… В Original-принтер были установлены оригинальные картриджи Canon (в количестве пяти штук), которые шли в комплекте (их объём составляет 7 мл).







В Replica-принтер были установлены китайские совместимые картриджи фирмы PS-Com (той же ёмкости).



Картриджи очень похожи внешне, хотя было бы странным, если бы они как-то кардинально различались.



Оригинальные картриджи – из непрозрачного матового пластика, в то время как китайские – прозрачные, видно всё содержимое.



Визуально содержимое неоригинальных картриджей несколько пугает: чёрная краска не жидкая, а в цветных ёмкостях какие-то непонятные осадки (на самом деле это губка). С другой стороны, неизвестно, что внутри картриджей Canon :)



При установке картриджей в каретку, на них загорается красный индикатор – у оригинального это небольшие «точки», у неоригинального – продолговатые пластиковые детальки.





Lets go!


Для начала на каждом принтере был распечатан тестовый снимок. Пришлось поковыряться в настройках печати без полей в различных приложениях, чтобы найти оптимальный (по удобству настроек и скорости отправки на печать файлов) вариант работы с двумя принтерами.

Дальше в каждый принтер было загружено по пачке фотобумаги. Примечательно, что 50 листов из пачки не умещаются полностью в лоток – пару листов приходилось убирать, чтобы не создавать проблем для работы автоподатчика бумаги. С обычной офисной бумагой (формата А4) такой проблемы нет.

Эксперимент 1. Время печати


Не исключал, что время печати одного фотоснимка может различаться. И оно действительно различается, но... в зависимости не от типа установленного картриджа, а от установленной бумаги.

С момента нажатия кнопки «Печать» до падения фотографии в лоток проходит:

44 секунды – по мнению компании (как указано в технических характеристиках)
58 секунд – на бумаге Canon Photo Paper Plus Glossy II (10х15см, 0.27мм, 275г/м2)
65 секунд – на бумаге Canon Photo Paper Pro II (10x15см, 245г/м2)

Если поставить в очередь печати много фоток, то оба принтера печатают синхронно, издавая одни и те же звуки. Непривычно слышать такое чавканье и лязганье – невольно вспоминается парад на красной площади 9 мая, где все солдатики тоже двигаются синхронно.

Процесс печати на принтере не самый информативный – на экранчике принтера выводится лишь уровень чернил и повторяющаяся картинка-прелоадер, в то время как можно было бы выводить прогресс-бар (с показателями прошедшего и оставшегося времени) или даже превьюшку печатаемого изображения. Это так, на заметку производителю ;)

Эксперимент 2. Марафон


Если печатать много листов текста на лазерном принтере, то иногда он будет делать небольшие паузы, чтобы «остыть» – даже после этого листы бумаги выезжают горячие (такова технология печати). Было интересно, как обстоят дела у струйных принтеров, ведь печатать-то побольше приходится. Как они ведут себя во время марафона, как часто останавливаются на перерыв?

Оба принтера печатали непрерывно, делая незначительные «передышки» примерно после каждой десятой фотографии. При этом напечатанные снимки падают в лоток не горячими, а, наоборот, слегка прохладными. Краска на снимках обоих принтеров сразу остывшая – не стоит переживать, что напечатанный через минуту снимок, «прилипнет» к ранее напечатанному.

Эксперимент 3. Конец первой пачки бумаги


У меня дома было несколько принтеров – каждый раз, когда я ставил новые картриджи, я начинал переживать, что они скоро закончатся. Поэтому каждый раз размышлял, печатать что-то ненужное или нет. Видимо, это какая-то навязанная обществом фобия – мол в картриджах мало краски и они дорогие.

Итак, каждый из принтеров напечатал по одной пачке фотографий (50 листов). Каков остаток чернил?

На встроенном экране принтера можно посмотреть (примерно) оставшийся уровень краски. На обоих принтерах остался приличный уровень чернил в картриджах, однако, на «неоригинальном» принтере расход цветных чернил немного больше. Цветных красок осталось примерно на 2/3, то есть еще по 2-3 пачки на каждом принтере ещё точно можно напечатать. Расход чёрных чернил в обоих случаях оказался минимальным.



Но делать какие-то глобальные выводы ещё рано: у обоих принтеров было по несколько фотографий «брака» – из-за того, что они были подключены к компьютеру (с которого фотки уходили на печать) по Wi-Fi. Если что-то случается с соединением (а Wi-Fi в офисе у нас не самый стабильный), то принтеры «замирают» и через некоторое время «выплёвывают» недопечатанные снимки. При USB-подключении такого не происходит, но так как необходимых USB-проводков в комплекте не было, всё равно приходилось печатать по сети.

Эксперимент 4. Сравнение качества изображений


Пожалуй, самый важный и интригующий критерий сравнения – не вижу смысла откладывать его на десерт.

Для чистоты эксперимента на обоих принтерах печатались одни и те же фотографии, с одними и теми же настройками: 4х6 без полей, максимальное заполнение, бумага – фото, качество печати – зе бест оф зе бест. Печатал свои фотографии и то, что просили коллеги по офису. В результате подборка печатаемых файлов получались весьма разнообразной: от профессиональных и любительских фотографий до всевозможных принтов и открыток.



Сначала сравнивал фотографии сам – интересно же :)

Затем отдавал те напечатанные снимки, которые просили напечатать. Каждому человеку говорил: вот твои фотки, определи, где «оригинал» и где «подделка». Для смуты я добавлял, что уже и не знаю, где какие (на самом деле зная).



В результате мне довелось услышать разные размышления: от уверенных «ну это-то по-любому оригинал, ну видно же!» и «тут цвета понасыщеннее, я за эту фотку» до неуверенных «включи-ка большой свет, посмотрю получше» и «небольшая разнциа может и есть, но мне нравятся оба варианта».



Действительно, прям вот ощутимой (для среднестатистической пары глаз) разницы в качестве двух фотографий с разных принтеров нет. Такой, чтобы она бросалась в глаза с расстояния в метро даже при свете лампочки на 60 Ватт. Но если всматриваться, то незначительные различия есть и почти все они сводятся к насыщенности цветов.

Фотографии с оригинального принтера более яркие и насыщенные (особенно заметен зелёный цвет, например, у травы), а градиенты на чёрно-белых снимках немного темнее неоригинальных. Но оба варианта выглядят достойно – если их перемешать или просто подарить любую из фотографий близкому человеку, то ему понравится качество печати. По крайней мере это утверждение справедливо для первого комплекта картриджей.

При более детальном изучении фотографий, на некоторых экземплярах «неоригинальных» снимков я заметил небольшие артефакты – точки-плевки тёмной краски, которые отсутствовали на «оригинальных» фото.



Опять же, не буду делать поспешных выводов, так как это может быть как на совести краски, так и на совести принтера. Но первый вариант считаю более вероятным, так как рядом стоит точно такой же принтер и он печатает точно такие же фотографии.

Также в интернете есть немало мнений насчёт того, что качество неоригинального картриджа будет ухудшаться после каждой новой установки или заправки, но это проверить пока не удалось.



Отдельным пунктом хочу отметить само качество печати фотографий принтера – оно великолепное!

Эксперимент 5. Температурное воздействие


Знаете ль, всякое бывает – и жара и холод :) Поэтому на всякий случай решил проверить, как с этим обстоят дела у фотографий со струйных принтеров – ведь не зря на фотобумаге написаны условия её хранения.

Несколько часов в морозилке холодильника никак не повлияли на качество или состояние снимков. Равно как и жар от электрической печки, на которой мы разогреваем угольки для кальяна :) Разве что от высокой температуры фотографии стали на некоторое время более гладкими, почти скользкими.



В общем, ни жара, ни холод фотографиям оказались не страшны. По крайней мере при непродолжительном воздействии.

Эксперимент 6. Вода


А вот чего действительно боятся документы из струйных принтеров, так это воздействия воды. Попробуйте распечатать страничку текста на струйнике и проведите по ней сырым пальцем – текст размажется. С фотографиями же ситуация оказалась менее плачевной: упавшие на фотографию капли лишь оставляли малозаметные пятна.



Градус хардкора было решено повысить и я положил фотографии с обоих принтеров под струю тёплой воды. Был удивлён, что и после этого изображения не размазались совсем (даже если потереть их пальцем) – считаю, что это в первую очередь заслуга фотобумаги.



Но вот цвета на фото изменились, причём не в пользу фотографии с принтера на неоригинальных чернилах. Фотография стала более блеклой, в то время как оригинальная фотография осталась яркой и насыщенной.





Эксперимент 7. Выцветание


Знаете ли вы, что если вы берёте в «ИКЕЕ» какой-нибудь шкаф с гарантией в 5 лет, то вам лучше сразу сделать ксерокопию чека, так как через два года он выцветет и нём не будет видно текста? Имейте ввиду, иначе гарантийный срок вещи может закончиться раньше обозначенного.

Не знаю, что за способ печати используется на чеках, но знаю одно – выцветания фотографий под солнечным светом является весьма актуальной «болячкой».

К сожалению, этот эксперимент нельзя провести в условиях отсутствия яркого солнечного света, да и воздействие должно быть продолжительным. Но мнение коллективного разума в этом вопросе оказалось на стороне оригинальных чернил – мол, они более стойкие.

Эксперимент 8. Текст


Фотки фотками, а что, если понадобится распечатать текст? Безусловно, оба принтера справятся с этой задачей. Пара листов А4 обычной офисной бумаги и несколько страниц чёрного текста. Печать происходит гораздо быстрее, нежели с фотографими, а результат печати снова очень схож.

Но при детальном рассмотрении текста, напечатанного на неоригинальном картридже, замечаются небольшие «полосы-смазывания», чего нет на оригинальном отпечатке.



Также я поводил мокрым пальцем по тексту – он предсказуемо смазался на обоих вариантах, но спустя некоторое время текст (правда, синий, а не чёрный) на «неоригинальном» отпечатке совсем уж растёкся.





В очередной раз убеждаюсь, что печать текста – это конёк лазерных принтеров.

Конец первого комплекта картриджей


Первый комплект картриджей на обоих принтерах подошёл к концу. Первым закончился голубой цвет, жёлтого и пурпурного ещё немного осталось, но принтеры сообщают, что картриджи с этими цветами надо бы заменить. Здорово, что в данной модели принтера используются раздельные картриджи и можно заменить лишь нужный цвет, а не весь комплект сразу.

Разница в количестве напечатанных фотографий неожиданно различается: на принтере с оригинальными картриджами было израсходовано 2.5 пачки фотобумаги (если быть более точным, то 120 фотографий, включая несколько фотографий брака). Принтер же с неоригинальными чернилами закончился на второй пачке, напечатав 98 фотографий (включая брак).

Напомню, что в обоих случаях в настройках печати указывалось максимальное качество.

Когда чернила в картридже заканчиаются, на экране принтера появляется соответствующее сообщение, а световой индикатор картриджа начинает мигать (в каретке). Заканчивающийся картридж тоже мигает, но реже.





Внимательный осмотр закончившихся картриджей не выявил каких-либо аномалий и отклонений, разве что на неоригинальном картридже было небольшое количество краски (в виде микрокапелек) вокруг отверстия с губкой.





Арифметика


Что ж, первая пара картриджей подошла к концу: долгоиграющие выводы делать всё ещё рановато, но посчитать стоимость печати одной фотографии уже можно.

Компания Canon на официальном сайте пишет, что ресурса оригинальных картриджей хватит на 125 фотографий формата 10х15 (125 – минимальное значение у голубого цвета, у жёлтого и пурпурного это 127 и 131 фото соответственно). В моём эксперименте расчёты примерно совпали – 120 фотографий, голубой цвет закончился первым.

Стоимость комплекта оригинальных картриджей (CLI-451 C/M/Y/BK, стандартный объём, все цвета) составляет 1500 рублей (один отдельный цвет, 7 мл, стоит около 450 рублей), неоригинальных – 1000 рублей.

Произведя несложные математические расчеты, получаем, что стоимость печати одной фотографии размером 10х15 составляет:

27.5 рублей – оригинальный картридж, с учётом стоимости бумаги
12.5 рублей – оригинальный картридж, без учёта стоимости бумаги

25.2 рубля – неоригинальный картридж, с учётом стоимости бумаги
10.2 рубля – неоригинальный картридж, без учёта стоимости бумаги

Разница на одну фотографию – 2.3 рубля на фотографии. Но в первом случае было напечатано 120 фотографий, а во-втором – 98. Допечатать разницу в 22 фотографии обойдётся ещё в 554 рубля, то есть суммарно 120 фоток на неоригинале будут стоить 3024 рубля с бумагой (но при этом вам придётся установить новые картриджи).

Много это или мало? Как известно, копейка рубль бережёт, но лично я ожидал какой-то более разгромной разницы. Возможно дело в том, что в качестве неоригинальных чернил использовались какие-то «хорошие», в то время как более дешёвый вариант мог проявить себя не так конкурентоспособно.



И да, хочу напомнить, что было распечатано более 100 фотографий – это целый фотоальбом. Если не печатать всё подряд, а лишь отобранные фотографии, то лично мне этого могло бы хватить на год. И если «размазать» переплату на год, то она практически не ощутится :)

Оригинал vs неоригинал


Чем отличаются оригинальный картридж от неоригинального? Если конструктивно, то, по большому счёту, ничем – в обоих случаях речь идёт о контейнере небольшой ёмкости, внутри которого залиты чернила необходимого цвета. Помимо жидкости внутри находится материал типа губки, который позволяет сохранять жидкость в нужной консистенции и не даёт стекать ей «ручьём» при печати.



Вся разница заключается именно в используемых чернилах. Низкокачественные чернила могут содержать в себе мелкие частицы и примеси (помимо жидкости и самого пигмента), которые могут забить сопла печатной головки (а они микроскопические, поэтому хватит и микросоринки). Не говоря уже о заправке картриджей повторно, «из шприца» – даже если и попадутся хорошие чернила, нет никакой гарантии, что губка внутри картриджа выдержит повторную эксплуатацию (её волокна могут оказаться в печатной головке). Так что все подобные манипуляции проводятся на свой страх и риск, никаких гарантий успешной заправки тут быть не может.

Именно печатная головка составляет основную часть стоимости большинства принтеров (и обычно не продаётся отдельно). Если случай её засора не критичный, то вполне может выручить штатная система прочистки сопел (имеющаяся в арсенале большинства современных принтеров), но если речь о каком-то запущенном случае, то, скорее всего, придётся раскошелиться. Лично мне известны случаи, когда купить новый принтер было дешевле, чем платить за новую печатную головку и работы по её замене (так как почистить её самостоятельно в домашних условиях весьма проблематично). Поэтому может получиться довольно частый сценарий: экономия на расходниках обернётся в дорогостоящее обслуживание потом. Далеко за аналогичными примерами ходить не надо: вы можете залить в свою машину 92-ой бензин на noname-заправке, и даже не один раз – да, машина по-прежнему будет возить вас из пункта А в пункт Б, но во сколько потом обойдётся ремонт – неизвестно.

Использование оригинальных картриджей и своевременная их замена гарантирует то, что в печатной головке вашего принтера не окажется ничего постороннего, она максимально долго окажется в рабочем состоянии и вы сможете жить долго и счастливо, наслаждаясь качеством напечатанных снимков (и радуя потомков). В то время как качество содержимого неоригинальных картриджей и чернил лежит на совести китайского производителя и может различаться от одного варианта к другому.

О бумаге


Считаю важным добавить пару абзацев и про бумагу. Во время теста использовалась полуматовая Canon Photo Paper Pro II размера 10х15 (10x15см, 245г/м2) – впечатляет как качество самой бумаги, так и качество отпечатков на ней. Однако это профессиональная бумага и она одна из самых дорогих на рынке (от 750 рублей за 50 листов).



Если вы не профессиональный фотограф, с амулетом-калориметром на шее и способностью отличить на глаз цвет #c13939 от #c13938, то с большой долей вероятности вам подойдёт более простая бумага: например, Canon SG-201 или GP-501 – она более чем вдвое дешевле (при том же размере).

Почему речь только о Canon? Я знаю, что есть хорошая бумага и от других производителей – как и в случае с картриджами, тут тоже бывает оригинал (в данном случае Canon) и неоригинал (все остальные). И как бы вам не казалось, что «уж бумага-то точно вся одинаковая», просто смиритесь с тем фактом, что именно производитель лучше всех знает, как лучше подружить свою продукцию и расходники к ней: чтобы бумага хорошо шла через принтер, чтобы хорошо брала чернила и впитывала их на нужной глубине, с нужной степенью растекалась в точке падения. То же самое касается чернил: если оригинальыне чернила и бумага созданы друг для друга, то вовсе не факт, что неоригинальная краска хорошо «ляжет» на оригинальную бумагу.



Как вы сами понимаете, всё это так или иначе сказывается на качестве печати и на долговечности фотографий – даже если сразу вы этого не заметите, через год-два-три можете получить неприятный сюрприз. Только представьте себе: вы подарили родителям фотографию внуков – через пару лет привозите их на лето, а в рамке на шкафу стоит выцветший ретропортрет :) Согласитесь, приятного мало.

Выводы


Если вы в начале статьи подумали, что я буду расхваливать оригинальные картриджи и всячески ковыряться в неоригинальных, то вы ошибаетесь. В первую очередь мне и самому было интересно узнать, как обстоят дела в столь деликатном вопросе.

Если раньше я не знал о порядках переплат при использовании оригинальных картриджей, то сейчас лично во всём убедился и пришёл к выводу, что использование неоригинальных картриджей в домашних условиях – это едва ощутимая «экономия на спичках», которая может потенциально обернуться неприятными проблемами. Стоит оно того или нет – опять же, каждый решает сам для себя.

Приятно удивлён и предоставленным на тест принтером-МФУ – Canon Pixma MG5640. На момент написания статьи его стоимость на Яндекс.Маркете составляет начинает с 4000 рублей – в эту стоимость входит комплект картриджей, которого хватит на 100+ фотографий.

Мы продолжаем печатать: возможно, после второго-третьего картриджа появятся какие-нибудь отклонения в работе двух принтеров – в таком случае мы сделаем апдейт статьи. Ну а пока расходники ещё есть, мы решили устроить предновогоднюю печать фотографий для Хабрапользователей. На странице спец-проекта вы можете загрузить любую фотографию и напечатать её, а мы отправим её вашим родным и близким :)