Спасибо

Кирилл Параска

Основатель Angry Developers

Как писал еще Франсуа де Ларошфуко, “Кто слишком усерден в малом, тот обычно неспособен к великому”. Хотя философ-моралист и не представлял себе, как изменится мир, благодаря ИТ, его изречение не раз подтверждалось и на этом рынке: по-настоящему успешные известные на весь мир проекты редко зарождаются в недрах устоявшихся компаний с многолетней историей и бюрократизированным подходом к работе. Чаще всего их авторами становятся энтузиасты с нестандартным подходом и желанием изменить мир, не успевшие “завязнуть в корпоративном болоте”. Так случилось и с несколькими нашумевшими финансовыми ботами для facebook и telegram. На свет они появились благодаря интересной во многих отношениях команде Angry Developers, подробнее о которой нам рассказал ее основатель, Кирилл Параска.

Боевое крещение мы прошли, реализовав сложную финансовую платформу resystem.org с нуля за 72 часа.

Хабр: Как бы вы описали основную идею, вокруг которой объединились ваши коллеги?

Кирилл Параска (Angry Developers): Angry Developers — злая команда разработчиков с хорошим чувством прекрасного, которая ценит свое время и делает только то, что ей нравится. Пока IT-отделы крупных компаний читают документацию и согласовывают техзадания, мы воплощаем идею в жизнь и читаем положительные отзывы клиентов.
Звучит как вызов? Именно с этим чувством мы собирали команду: искали сильных специалистов, жаждущих делать что-то стоящее с полной отдачей и чувством ответственности перед конечным пользователем. Мы верим, что только с такими людьми можно быстро и качественно создавать лучшие решения на рынке. Наш подход к бизнесу и разработке — делать быстро, дорого и офигенно. Мы успели поучаствовать в лучших российских и зарубежных хакатонах: PayPal, Facebook, Яндекс и других, где такой подход — само собой разумеющееся.
Бот-индустрия начала стремительно развиваться. Слова Марка Цукерберга о создании банковского facebook-бота вместе с Bank of America не давали нам покоя, и мы решили опередить американцев.

Хабр: К поиску своей рыночной ниши вас подтолкнули какие-то первые проекты?

Кирилл Параска (Angry Developers): Да. Боевое крещение мы прошли, реализовав сложную финансовую платформу resystem.org с нуля за 72 часа. Команда нашего будущего инвестора затянула запуск проекта и сорвала сроки. Это заставило его обратиться к нам и рискнуть. Ему было сложно расставаться с большой суммой денег, но работающий бизнес и удовлетворенность первых клиентов оправдали этот шаг. Ситуация повторялась из раза в раз: люди были готовы платить за скорость и качество. И мы поняли, что это — наш шанс. Заказчиков становилось все больше, теперь мы могли позволить себе выбирать проекты и брать только те, которые нам по-настоящему нравились.
Однако кризис 2015 года сказался и на нашей команде: задержки выплат, досрочное закрытие проектов из-за проблем с финансированием, оптимизация расходов, потеря части специалистов, не способных работать в нестабильной ситуации. Нам снова пришлось браться за скучные и посредственные проекты, чтобы хоть как-то удерживать бизнес на плаву.
Как ни странно, этот опыт оказался положительным. Команда стала мобильнее, сплоченнее и сильнее. Желание делать что-то крутое не угасало, мы использовали любую возможность для работы в этом направлении. Так, например, мы создали первого банковского telegram-бота на хакатоне Тинькофф Банка, которого в конечном итоге подарили Рокету. Снова появились интересные заказы: например, к нам обратилась компания Simple для создания telegram-бота, позволяющего выбрать вино в несколько кликов. Бота делали c большим удовольствием, так как сами любим хорошее вино.
В интервью по теме представители ряда банков, в том числе упомянутого выше “РокетБанка”, отмечали, что уже смотрели в сторону ботплатформ. Но мессенджер Telegram, проекты для которого в некоторой степени определили судьбу команды, в России, тем более среди клиентов крупных финансовых организаций, не столь популярен. Т.е. и спрос на коммерческую разработку аналогичных ботов не велик, несмотря на технологические плюсы Telegram. Принципиально иная ситуация — с мессенджером одной из популярнейших социальных сетей Facebook. Огромная аудитория этого сервиса, вместе с попытками банков найти новые каналы общения с клиентами создали плодородную почву для развития ботов.

Хабр: Что привело вас к разработке активно обсуждаемого в последнее время финансового facebook-бота?

Кирилл Параска (Angry Developers): Бот-индустрия начала стремительно развиваться. Слова Марка Цукерберга о создании банковского facebook-бота вместе с Bank of America не давали нам покоя, и мы решили опередить американцев (в ходе анализа рынка, проводившегося Angry Developers, других ботов для популярных мессенджеров, обеспечивающих контроль над банковским счетом, обнаружено не было, — Прим. ред.). Так и появился первый в мире финансовый facebook-бот с возможностью проведения платежей. Мы сделали его с ребятами из банка “Точка”, клиентами которого давно являемся. Их подход к сервису, клиентам и разработке по-настоящему вдохновляет, поэтому мы были очень рады, когда команда поддержала нашу идею. Времени было мало, поэтому, как только платформа facebook обновилась, мы купили билеты на самолет и отправились в Точку. Через неделю все было готово, и банки, до этого изучавшие блокчейн и маркетплейсы, мгновенно переключились на обсуждение нашего бота. Уже во второй раз.
Любопытно, что бот для facebook фактически обеспечил владельцев Windows Phone мобильным банком Точки (приложения для этой платформы банк не предлагает), позволяющим полностью управлять счетом, в частности, проводить любые платежи без ограничений — лишь бы был выставлен счет. Возможно это благодаря заявленной с самого начала платежной функции.
Отметим, что в момент запуска бота функция проведения платежей ограничивалась возможностью повтора ранее оформленных переводов. Но довольно быстро была добавлена возможность распознавания реквизитов платежа на фото бумажного счета. Таким образом, клиенту нет необходимости заполнять все поля вручную: достаточно просто сделать снимок счета или отправить файл счета в сообщении, а бот самостоятельно подготовит платежные документы.

Хабр: Тяжело ли развивать ИТ-бизнес в России? Есть ли в нашей стране у ИТ какие-то особые перспективы?

Кирилл Параска (Angry Developers): IT-рынок России пока еще совсем молодой, при этом с кучей пакетов Яровой в колесах. А значит — возможностей очень много.

Хабр: Какой совет вы бы дали себе и своей команде на старте с позиции полученных за время развития проекта знаний и опыта?

Кирилл Параска (Angry Developers): Если бы я мог дать совет своей команде на самом старте с позиции полученного опыта, я бы сказал простую фразу: Денег нет, но вы держитесь!
Нестандартный подход к работе и избыток энтузиазма может сдвинуть горы! Нам же остается пожелать удачи Angry Developers на пути к не менее интересным проектам.