— Расскажите, пожалуйста, какие системы находятся в ведении
вашего ЦК?
Центр компетенций развития Кредитной фабрики занимается разработкой
систем автоматизации принятия решений на различных этапах кредитного процесса на основе
анализа влияющих на кредитный риск факторов.
В нашем ведении находятся следующие системы:
1. АС TransactSM
Предназначена для обработки кредитных заявок и принятия решений по ним для физических лиц
и клиентов сегмента «Микробизнес». Является ядром технологии «Кредитная
фабрика». С ее помощью 25 тысяч сотрудников ежедневно рассматривают до 125
тысяч заявок клиентов по всем продуктам из кредитной линейки Сбербанка России.
2. АС «Оценка кредитных рисков»
Автоматизирует получение численных оценок кредитоспособности с помощью статистических и вероятностных
методов (скоринг). Позволяет выполнять как онлайн, так и пакетную обработку запросов на получение
оценки. Используется не только конечными пользователями, но и предоставляет сервисы
для смежных систем «Кредитной фабрики» и кредитных конвейеров корпоративного
бизнеса.
3. АС «Калита»
Это платформа автоматизации сбора просроченной задолженности по кредитам на всех этапах,
начиная с прогнозирования просрочек и заканчивая судебным урегулированием. Обладает
развитыми средствами настройки и кастомизации бизнес-процессов, клиентоцентричным интерфейсом
пользователя и мобильным рабочим местом. Интегрирована с картографическим сервисом
геоинформационной системы.
4. «Система поддержки принятия решений»
АС инициирования событий на основании мониторинга сущностей, задействованных в кредитном
процессе. При значимых изменениях факторов, связанных с обязательствами клиентов, сотрудники
кредитных подразделений Банка своевременно информируются о необходимости проведения операций,
направленных на улучшение качества кредитного портфеля.
— Как формировалась команда?
Практика начала создаваться ещё в 2012 году на базе двух
отделов, входящих тогда в департамент разработки и департамент экспертиз и практик.
Первоначально разработка велась совместно с вендором. Команде СБТ отводилась исключительно
вспомогательная роль. За прошедшее время мы не только увеличились численно —
с 30 до 130 человек, но и вышли на качественно новый уровень
работы. Сегодня наша команда занимается развитием системы вендора и разрабатывает собственные
решения. Сегодня ЦК представлен в 4-х городах: Москве, Рязани, Санкт-Петербурге и Минске.
— В чем их специфика? Есть ли особенности,
связанные с применением в Сбербанке?
Принципиальной отличительной особенностью наших АС являются
стратегии, определяющие бизнес-логику действий в них. Они разрабатываются непосредственно
бизнес-подразделением Банка, сотрудниками Блока Риски. Таким образом, системы создаются не только
для бизнес-заказчика, но и совместно с ним. Отмечу, что все наши АС, будучи
целевыми, работают не только в Сбербанке России, но и широко используются в дочерних
банках на территории СНГ и Восточной Европы.
— Каковы приоритетные задачи ЦК на этот год? На более
далекую перспективу?
К реализации готовятся проекты «Групповой кредитный процесс» —
централизация принятия решений по сделкам Корпоративного блока и «Расчет кредитного
потенциала», который предоставит розничным клиентам информацию о кредитном рейтинге и возможности
управления своими кредитными продуктами.
Помимо бизнес-задач сотрудники ЦК активно участвуют в важных
для СБТ инициативах, таких как внедрение практик DevOps (методология тесного взаимодействия
сотрудников разработки, тестирования и эксплуатации) и выборе целевого решения PaaS
(платформа предоставления облачных вычислений).
— Расскажите, пожалуйста, о себе.
Я закончил Московский институт стали и сплавов по специальности
инженер-математик. Профессионально разрабатывать ПО начал ещё в институте, затем работал в нескольких
компаниях, специализирующихся на программном обеспечении для финансовых рынков.
В СБТ я пришёл в апреле 2012 года из Deutsche Bank,
где отвечал за подразделения, занимающиеся разработкой и поддержкой ПО для торговли
акциями на пан-европейских рынках. Переход в СБТ я считаю хорошим личным развитием,
т.к. до этого у меня не было опыта разработки систем для розничного банка. Мне очень
нравится моя работа, поэтому я держу руку на пульсе ИТ — индустрии в режиме
24/7!